Минздравсоцразвития меняет порядок социального обслуживания. Станет ли оно платным?

Еще не утихли споры вокруг законопроекта об охране здоровья граждан, как ведомство Татьяны Голиковой родило еще один законопроект, именуемый «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации».
По заявлению директора Департамента организации социальной защиты населения Минздравсоцразвития России Ольги Самариной, основной задачей нового документа является установление единых требований и гарантий для всех граждан, независимо от субъекта федерации, где они проживают. Это связано с тем, что с 2005 года полномочия и обязанности по социальному обслуживанию населения переданы на региональный уровень, вследствие чего возникла разница в объемах и качестве предоставляемых социальных услуг. Так, стоимость содержания гражданина в стационарных учреждениях социальной защиты различается по регионам в десятки раз.
Авторы законопроекта также отмечают положительные нововведения, такие как паспортизация всех объектов социальной помощи, введение регистра получателей социальных услуг и установление единых правил формирования государственного заказа на них.
Среди других положительных норм, Ольга Самарина отметила введение принципа предоставления социальных услуг исходя из индивидуальных потребностей конкретного гражданина, а также внедрение общественного контроля.
В целом, как обычно, представители Минздравсоцразвития РФ расхвалили свою законотворческую деятельность по полной программе.
Более объективную оценку законопроекту дал ректор Академии труда и социальных отношений Евгений Кожокин, отметив, что большая часть норм носит чисто декларативный и идеологический характер, а те нормы, которые должны конкретизировать условия, форму и порядок предоставления социальных услуг, отсылают к региональному законодательству.
Как и в ситуации с законодательством в области здравоохранения, мы вновь сталкиваемся с понятием государственного заказа. Кто его будет определять, кто его будет финансировать, и каков будет гарантированный минимум бесплатных социальных услуг? Ответов на эти вопросы авторы законопроекта не дали. Вспоминается недавняя история с госзаказом, когда закончились квоты для больных на получение высокотехнологичной медицинской помощи.
Также четко не определено понятие среднедушевого дохода гражданина, обратившегося за социальной поддержкой. А это – прямой путь к повсеместному введению платного социального обслуживания.
Так, в проекте четко установлено, что если среднедушевой доход гражданина составляет более полуторакратного прожиточного минимума, то социальные услуги ему будут предоставляться на платной основе. В Москве этот показатель составит 14173 рубля 50 копеек.
Читаем текст законопроекта: «Учет доходов и расчет среднедушевого дохода гражданина (семьи) при определении платы за предоставление социальных услуг производятся на основании сведений о составе семьи, доходах гражданина (членов семьи) и принадлежащем имуществе на праве собственности». Теперь посмотрим семейное законодательство, которое дает перечень лиц, относимых к членам семьи: супруги, родители и дети (усыновители и усыновленные), а в некоторых случаях и другие родственники и иные лица.
Получается, что брошенная, больная и одиноко проживающая старушка, едва живущая на нищенскую пенсию, но при этом имеющая в собственности 3-комнатную квартиру, домик в деревне и еще пару богатых сыновей, которые про нее забыли, совсем не попадает под категорию социально незащищенной гражданки.
Можно еще много приводить примеров и разбирать детально конкретные статьи законопроекта. Важно другое. Фактически, законодатели исходят из того, что в России сохраняется упадок в экономике, большинство населения получает мизерную зарплату или пенсию и просто не в состоянии решить свои социальные проблемы самостоятельно. Корень всех проблем именно в этом, и никакой новый закон в социальной сфере их не решит.
Даже в относительно благополучной Московской области, по словам министра социальной защиты Московской области Валентины Лагункиной, 30% населения пользуется бесплатными услугами социальных служб. На самом деле, это очень нехороший показатель.
И может правильно делают наиболее продвинутые пенсионеры, которые покидают Россию и эмигрируют в Восточную Европу?
Читайте по теме:
Здоровье: споры вокруг законопроекта-декларации об охране здоровья граждан

Tags: