Медицина и здоровье Москвы: как живется школьникам в третьей четверти?

Доктор биологических наук, профессор, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования Марьяна Безруких считает, что наибольшая нагрузка на здоровье учащихся приходится на февраль.
Почему так происходит? Факторов много: это и непродолжительный световой день, а значит уменьшение времени прогулок, и возникновение к этому периоду дефицита витаминов, и неравномерное распределение школьных нагрузок. Так, по сложившейся практике, именно на третью четверть приходится наибольший объем учебного материала: в начале учебного года даются вводные уроки, изучение основ новых предметов. Впоследствии нагрузки увеличиваются, и в середине как раз и происходит самое интенсивное обучение, в то время, когда организм ребенка уже ослаблен. Весной нагрузки падают, идет повторение пройденного материала, увеличивается пребывание учеников на свежем воздухе.
Медицинские обследования школьников показывают, что I группа здоровья только у 30%. Остальные страдают хроническими заболеваниями. Наиболее распространены патологии ЛОР-органов (хронический тонзиллит, гайморит), позвоночника (различные деформации) и центральной нервной системы (особенно в период полового созревания). Из-за повышенной интенсивности учебного процесса, в лицеях и гимназиях отмечается увеличение заболеваемости.
К сожалению, учителя хорошо знают свой предмет, и плохо – детскую психологию и физиологию. Еще в 1950-1951 учебном году было установлено, что суммарная нагрузка (с учетом выполнения домашних заданий) на учащегося специальной школы с углубленным изучением иностранных языков составляет 14 – 16 часов в сутки, что просто недопустимо для ребенка.
И когда скорая медицинская помощь приезжает к упавшей в обморок ученице, учителям стоит всерьез задуматься: а правильно ли они распределяют нагрузку в течение учебного года. Кстати, современное законодательство позволяет каждому преподавателю регулировать учебный план. И совершенно не лишней будет замена урока в классе познавательной экскурсией на выставку, в музей, или просмотр хорошей пьесы в театре.
Марьяна Безруких отметила сложность целостного восприятия учебного материала. К примеру, естествознание раздроблено на ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека. Отсутствует интеграция между смежными дисциплинами. Все это, в сочетании с неправильным распределением учебной нагрузки может убить в ребенке познавательную потребность.
Как определить состояние школьника? О накоплении усталости наглядно свидетельствует изменение почерка: он становится корявым, неряшливым. «Провалы» в знаниях, когда ученик не помнит что было сегодня или вчера на уроке, в сочетании с бледностью и синяками под глазами говорят о необходимости срочного отдыха от занятий.
Что должны знать родители? Развитие ребенка нужно начинать еще до школы. Не стоит совмещать начало первого учебного года с активным посещением различных кружков и секций. Лучше эти занятия начать за 1 - 2 года до школы с тем, чтобы ребенок втянулся в обучение постепенно. Само собой разумеется, что внешкольное обучение должно соответствовать желаниям и потребностям ребенка, а не родителей. Необходимо помнить, что любые занятия должны выполняться с вдохновением, с удовольствием. Если ребенок талантлив, то даже уроки музыки могут занимать у него всего лишь 1 – 1,5 часа в день.
Психологи рекомендуют научить ребенка понимать свое состояние, самостоятельно регулировать режим отдыха и нагрузок. Можно даже составить «карту настроения»: с каким цветом ассоциируется пребывание в школе, дома, на улице. По такой «карте» Вам сразу станет понятно, что происходит с ребенком.
Домашние задания рекомендуется начинать после обеда и полуторачасовой прогулки, причем с самого легкого и интересного. После «втягивания» в их выполнение, можно перейти к более сложному материалу. Главная задача родителей – правильно и рационально организовать использование времени. Полезны спокойные прогулки перед сном. Важно, чтобы ребенок вовремя лег спать, и с утра не был полусонным. И не стоит ругать его, скажем, за несобранный с вечера портфель – просто помогите ребенку собраться.
Что делать, если ребенок устал от школы? Конечно, не доводить его до болезненного состояния и бессонницы. Нужно создать небольшие «каникулы» дня на три – четыре, с активным отдыхом. Небольшой прогул учебе не повредит, а вот справиться с полным отсутствием мотивации к ней будет непросто.
Конечно, ребенок не должен быть ленивым и распущенным, но излишняя строгость родителей может только навредить. Просто любите своих детей и относитесь к ним с пониманием.
Читайте по теме:
27000 школ России опасны для здоровья детей
Здоровье семьи: мы и наши дети

Tags: