Скорая помощь на трассах и перевозка больных (пострадавших) в стационары: мнение врачей

Широко разрекламированная программа по созданию постов скорой медицинской помощи на крупных автотрассах в Москве вызывает критику со стороны самих врачей «скорой».
История с дежурными бригадами скорой медицинской помощи началась еще в начале года, когда Мэр Москвы Юрий Лужков поручил руководителю Департамента здравоохранения г. Москвы сделать «скорую помощь» по-настоящему быстрой. Так, в местах, где по статистике чаще всего происходят аварии и другие чрезвычайные происшествия, должны появиться оперативные станции «скорой».
Что же получилось из этой затеи, которая так широко рекламируется в подконтрольных Мэрии Москвы средствах массовой информации?
Необходимость организации таких постов многими ставится под сомнение: создание еще десятка точек, где просто на улице (а не на станции) дежурят бригады скорой помощи совершенно ни к чему. Оперативный отдел городской службы скорой имеет в своем распоряжении хорошо отлаженную систему навигации. Таким образом, любая свободная от вызова машина практически является дополнительной «точкой» выезда. Как отмечают врачи, все дело в грамотном использовании имеющихся ресурсов.
Важно также в каком направлении выезжает бригада, базирующаяся на посту ДПС. Если она едет на место происшествия по той же дороге на которой оно произошло, то непременно попадает в пробку. Бригады с подстанций имеют возможность заехать с другой стороны и пройти по встречной полосе.
И все же, при благоприятном стечении обстоятельств, «трассовая» бригада зачастую прибывает на место на 10 – 12 минут раньше других. Однако остаются нерешенными вопросы организации нормальных условий труда и специальной подготовки медицинского персонала.
Условия труда «трассовых» бригад, можно сказать, «походные». По рассказам сотрудников «скорой», поскольку бригада обречена по сути жить в машине, то медицинский салон порой напоминает нечто среднее между спальней и кухней: одеяла, термосы, простыни, бутерброды и т.д. А перед экстренным выездом на ДТП все это необходимо срочно куда-то распихать. Да и туалеты есть далеко не на каждом посту. Скоро зима – и условия труда медиков подпортят еще и морозы.
Подготовкой медицинского персонала для оказания медицинской помощи и грамотной перевозки больных (пострадавших) после тяжелых ДТП серьезно никто не занимался. Более того, поскольку «трассовые» бригады заведомо дежурные и нагрузка на них меньше, работать на них в первую очередь захотели ветераны «скорой», зачастую пенсионного и предпенсионного возраста. Поэтому и новая аппаратура не используется, и качество страдает.
Что предлагают сами врачи «скорой помощи»? Выделение бригад исключительно для работы на ДТП на трассах - сверхзатратное мероприятие. И если серьезно заняться такой организацией, то, по мнению врачей, необходимо на «трассовые» машины выделять врачей-реаниматологов, или, по крайней мере, врачей-травматологов, которые смогут квалифицированно и в полном объеме оказать скорую медицинскую помощь при дорожно-транспортном происшествии, а также правильно организовать перевозку больного (пострадавшего) в специализированный стационар. Фельдшеру и водителю, входящим в состав такой бригады, необходима дополнительная подготовка спасателя для извлечения пострадавших из искореженных автомашин, а на оснащении должно иметься соответствующее спасательное оборудование. И использовать такие бригады следует только в крайних случаях, на действительно тяжелых ДТП. Это должна быть структура, которая получает деньги за то, что порой просто дежурит и ждет «подвига». Любая реанимация должна работать аврально: то густо, то пусто. Но это «пусто» позволяет иметь запас ресурсов (коек, персонала, времени), которые смогут своевременно среагировать на случай «густо».
И еще одна деталь, на которой акцентируют внимание специалисты: на таких бригадах обязательно должна быть ротация кадров, с тем, чтобы персонал не растерял профессиональные навыки, большей частью находясь в режиме «дежурства».
Медики сетуют: кому все это объяснить? Кому бы это было интересно послушать, а главное понять и принять решение.
Руководство московской скорой помощи любит поговорку: «хорошо помог – кто скоро помог». Все правильно, но помочь нужно не только быстро, но и квалифицированно.
А пока – громкие отчеты и работа по-старинке. Куда проще не спасать зажатых при ДТП людей, а рожать новых, тем более, что 2008 год – Год семьи.
Читайте по теме:
«Скорая помощь просит еще больше. А нужно ли?»
«Скорая медицинская помощь останется прежней»
«Главный врач скорой помощи Москвы сказал, что у нас все хорошо»
«Скорая медицинская помощь на дорогах»
«Скорая помощь Москвы отказалась от оборудования для спасения детей»
«Скорая помощь или коммерческие вертолеты появятся в небе Москвы?»
«Скорая помощь Москвы: взгляд изнутри»

Tags: